Авиакомпания Нимбус

Перевод: Михаил Дмитриев


Прыжок прошел - лучше некуда. Ваша четверка дважды прокрутила последовательность фигур и закончила звездой, так что вы еще успели и подрыгать ногами. Сейчас вы разбегаетесь, тормозите, даете отмашку, выбрасываете медузу - кажется низковато. Посмотрев как купол вырывается на свободу, вы опустили взгляд в поисках точки приземления.

Внезапно вы почувствовали, что что то не так. Взгляд вверх и вы вспомнили цвет своей запаски, которая радостно болтается рядом с основным куполом.

У ВАС КОЛОКОЛ

Это значит вам надо принять непростое решение. С чего начать?

После "Подковы" ( преждевременный выход камеры основного при вытяжном парашюте застрявшем в кармане ранца - МД ) "КОЛОКОЛ", наверное, самый страшный отказ для парашютиста. Здесь нет простых рецептов, как при частичном или полном отказе типа - отцепка/запаска. Во-первых, запаска уже открыта, а отцепка может только ухудшить ваше положение. С двумя раскрытыми парашютами, вам надо аккуратно проанализировать ситуацию. В режиме цеитнота это сделать совсем непросто.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

За последние 10 лет проблема двойного раскрытия изучалась весьма основательно. В 1991 году покойный Скот Смит произвел серию прыжков во Флориде изучая поведение двух раскрытых куполов типа "крыло". В 1992 году команда парашютистов ВС США провела серию испытаний с целью выяснить, как ведут себя два купола вместе. Эти испытания не привели к однозначному выводу, но подтолкнули Performance Designs, Inc. (ПД) провести широкомасштабные испытания. Большинство выводов ПД подтвердили результаты Смита и ВС. Полный отчет об этих испытаниях смотрите на сайте ПД (www.performancedesigns.com).

В июле 1999 года Совет Директоров USPA одобрил дополнение к Справочнику парашютиста (раздел 8-3.19) в котором содержатся рекомендации по поведению в условиях двойного раскрытия парашютов типа "крыло", составленные на основе опыта парашютистов и результатах исследований. Как и в отчете ПД, здесь содержаться конкретные рекомендации поведения.

СЦЕНАРИИ

Два нововведения в парашютной технике способствовали повышеню количества отказов типа КОЛОКОЛ - возросшее использование приборов автоматического раскрытия запасного парашюта (ПАРЗП) и применение коллапсируемых вытяжных парашютов. Первое наказывает низкораскрывающихся, второе - плохоукладывающихся.

Двойное раскрытие происходит в любом порядке. Если первым раскрылся запасной, то вы можете попробовать отцепить начавший раскрываться основной, особенно если он "волочится" сзади наполняясь воздухом (не забудте предварительно отсоединить транзит - если этого не сделать, отцепка может негативно сказаться на рабочем основном, особенно на Jump Shack Racer, и, даже, привести к тому, что два купола переплетутся).

Запаски открываются быстро, так уж они устроены. Если вы шустрый, то можете попробовать поймать запаску пока она не вывалилась из сумки и не наполнилась. Попробуите зажать ее между ног. Приземляйтесь осторожно. Безопасное приземление - абсолютный приоритет. Крепко держите запаску - это сверхважно для безопасного приземления. Здесь уместно вставить коментарий ПД. Просто поймать запаску еще недостаточно. Даже малейшее усилие по подтягиванию ее к себе может привести к ее быстрому наполнению. Действуйте осторожно и помните о контроле высоты.

Если вы уже низко - дайте запаске наполниться и оцените новую ситуацию. Не следует отцепляться на низкой высоте при частично наполненной запаске. При приземлении вам нужно как можно больше рабочего купола. Запаска и основной - даже если они нестабильны - лучше чем полунаполненная запаска без основного.

Лирическое отступление переводчика. "В этом месте текста я выключил компьютер и поехал прыгать. Систему я оставил неделей раньше для замены батарейки сайперса и переукладки запаски. На аэродроме выяснилось, что риггер уехал в Тайланд с моей системой. По ошибке! Мне дали похожую но вместо саиперса - FXC12000 - что-то вроде нашего ППКУ. Третий взлет - трэк дайв. Прыжок прошел нормально. Раскрылся после сигнала диттера (1100 м). Сделал пару спиралей на передних концах - диттер выдал предупредительный писк. Высота - меньше 100 м. Точка приземления на 3 часа от меня. Мне остался последний поворот. Вот тут то оно и случилось - прибор раскрыл запаску. Я услышал щелчок и, оглянувшись увидел шлейф выходящей запаски. Поймать ее я и не пытался. Дал ей наполниться. Она встала в положение биплана за основным. Посмотрев на это я решил отцепить основной. Он ушел спокойно, чуть дернув передний край запаски. Приняв на себя полную нагрузку запаска слегка подергалась. Взяв ручки управления, я посмотрел вниз - 15 метров. Мне повезло с площадкой, приземлился нормально. ОШИБКА - потеря контроля высоты. А вокруг были заборы и постройки. Так что могло бы быть и хуже. Таким образом рекомендации статьи были проверены лично. Вообще то биплан можно приземлять и без отцепки, но я побоялся. Вечером пили текилу..."

При двойном раскрытии парашюты принимают, как правило, одно из трех положений - биплан, в ряд и "даунплейн".

БИПЛАН

При биплане парашюты располагаются один перед другим. Тот, что сзади обычно более короткий, передней кромкой он упирается в стропы управления переднего парашюта. Исследования ПД показали, что при почти одновременном раскрытии - это наиболее вероятная конфигурация. Биплан - стабильная конфигурация, обычно безопасная при приземлении. Отцепляться не следует. Отцепка может привести к спутыванию куполов - намного опаснее чем биплан.

Дайте биплану установиться и расчекуйте стропы управления переднего купола - задний оставьте зачекованым. Аккуратно переведите ручки управления в верхнее положение - даите полный ход переднему куполу. Вероятность того, что стабильный биплан перейдет в менее стабильную конфигурацию весьма мала. Но не следует ее увеличивать неосторожными действиями. Поворачивайте купол очень медленно и осторожно ровно настолько, насколько это необходимо для безопасного приземления. Если можете приземлиться по прямой без доворотов - делайте. При приземлении тормозите медленно и только наполовину хода ручек управления, а то и меньше. Готовьтесь к падению с перекатом.

В РЯД

Эта конфигурация гораздо менее дружелюбна чем биплан, но довольно стабильна. Имя говорит за себя - купола летят рядом, "в торец". По наблюдениям ПД это происходит когда более длинный (имеется в виду длинна строп) купол раскрывается после более короткого. При покупке системы рекомендуется подобрать основной и запасной похожего размера, запасной лучше чуть меньше чем основной. Купола близкие по размеру лучше ведут себя вместе. Длина строп семи-секционных куполов отлична от девяти-секционных, имейте это в виду.

Если эта конфигурация установилась стабильно - проверьте высоту и оцените возможность безопасной отцепки. Если решите отцепляться - не забудте отсоедигить транзит (если он у вас есть и если его возможно отсоединить - МД). Если вы не уверены в безопасной отцепке - оставьте все как есть. Не расчековывайте стропы управления. Поворачивайте за задние концы основного, но как можно меньше. При приземлении готовьтесь к падению перекатом.

ДАУНПЛЕЙН

Это очень опасная конфигурация, которая имеет тенденцию к вращению с быстрой потерей высоты.. Парашюты находятс в противофазе - друг против друга а вы посередине. Если высоты достаточно - отцепляйтесь (не забудьте про транзит) и приземляйтесь на запаске. Если купола начинают путуться - попытайтесь подтянуть к себе тот купол, который менее наполнен. Готовтесь к перекату.

Справочник парашютиста раздел 8-3.19 гласит "Как правило, бессмысленно пытаться перевести менее желательную конфигурацию в более предпочтительную. Идентифицируйте проблему, быстро оцените ее и сконцентрируйтесь на правильной последовательности действий". Так что не надейтесь, что "даунплейн" перейдет в биплан. Отцепляйтесь и вперед за работу.

ПРИБОРЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСКРЫТИЯ

Ни один из этих сценариев приятным не назовешь. И холодный пот не раз пробьет пока наблюдакшь как два купола пытаются безопасно приземлится. Что можно сделать, чтобы предотвратить эти ситуации?

Большинство двойных раскрытий происходят при следующих обстоятельствах - вы закончили работать чуть позже чем планировали, разбегались чуть дольше чем собирались и раскрылись чуть ниже чем хотели. Ну а прибор решил что дальше ждать он не будет и раскрыл запаску.

Если ваша система оборудована таким прибором, установите для себя минимальную высоту раскрытия основного парашюта (естественно выше высоты срабатывания прибора) и, если вы ее пролетели, дергайте сразу запаску.

USPA установила, что решение об отцепке должно приниматься не ниже 1800 футов, а сама отцепка производиться не ниже 1600 футов. Это означает, что запаска должна быть полностью наполнена на высоте не менее 1500 футов.

Известно, что большинство современных приборов установленных на срабатывание на высоте в 750 футов могут сработать при низком раскрытие на высоте до 1100 футов. Известны случаи, когда приборы, установленные на срабатывание на высоте 1000 футов срабатывали раньше. Поэтому вполне можно говорить о том, что при использовании ПАРЗП, основной надо открывать на высоте до 1500 футов, а ниже - сразу запаску.

Корпорация FXC в Санта Ана, Калифорния производит прибор FXC Model 12000 - один из самых распространенных в спорте - рекомендует открывать запасной парашют на бысоте не менее чем на 1500 футов выше установленной на приборе высоты срабатывания. Таким образом, если вы установили прибор на минимум - 1000 футов - раскрывать основной надо не ниже 2500 футов. Иначе есть риск двойного раскрытия. Эта же компания выпускает и более современный прибор - Astra. Более ранние модели этих приборов, а так же Сайперс для учебных систем, срабатывают при выполнении резких спиралей на основном куполе (что и произошло со мной - МД). Если ваш прибор относится к этому типу - избегайте резкого маневрирования под куполом. Прибор Sentinel Mk 2000 AAD, ранее выпускавшийся SSE, Inc. В Пеннсаукен, Нью Джерси, может быть перекалиброван по вашей просьбе на срабатывание при вертикальной скорости превышающей 5500 футов в секунду. Это поможет избежать проблемы срабатывания при резких маневрах.

Самой же лучшей защитой от двойного раскрытия по вине прибора является ввод основного на запланированной высоте.

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Помимо приборов - одного из наиболее частых виновников двойного раскрытия - существуют и другие, не так часто встречающиеся причины. Изношенная запорная петля запасного парашюта, которая рвется в самый неподходящий момент или шпилька потихоньку вылезающая из петли. Всего этого легко избежать регулярно проверяя свою систему (см. Предполетная подготовка парашюта - МД).

Другой случай - недеколлапсированный при укладке вытяжной парашют, который болтается над ранцем не в силах расчековать шпильку основного. Справочник парашютиста не рекомендует отцепку, а ввод запасного может детонировать раскрытие основного купола. Эти ситуации надо предвидеть и неитрализовать.

ВАШ ШАНС

Если вы хоть раз видели двойное раскрытие на аеродроме, по реакции зрителей вы поняли, что это серьезно (я это испытал дважды на себе - ну очень неприятно, МД). Предотвратить же эту ситуацию так просто, что вы можете задать вопрос: "Зачем столько шума?". Парашютисты знают, что если что то происходит неправильно, то это происходит очень быстро. И если вы думаете что с вами это никогда не произойдет (я тоже так думал, особенно после первого случая - МД), разумно подготовиться к такой нештатной ситуации заранее.

При двойном куполе надо анализировать и думать больше чем при большинстве других. Во всех случаях кроме "даунплейна" снижение происходит довольно медленно - у вас есть время. И если вы подготовились теоретически, принять правильное решение вам будет гораздо проще.


P.S. Было бы здорово если бы кто-нибудь дополнил этот материал соображениями по ППКУ. Мои познания этого прибора очень поверхностны. Знаю, что он может сработать при ударе - групповая акробатика, а то и просто так по прихоти - сам видел в вертушке в Егорьевске, кажется у Жаркова. Мой первый колокол тоже произошел при косвенном участии этого прибора, а вообще по собственной недоученности. При выбросе медузы на Радаре, специальный тросик отсоединял привод прибора от шпильки запасного. Во время очередного применения этот тросик, по ходу дела ввел в действие запаску выдернув шпильку. Если у вас такая же система - посмотрите внимательно и проконсультируйтесь у инструктора. Мне помог довести систему Балашов

материал с сайта:

enter / главная /параплан /теория /у вас колокол /

All Rights Reserved
© 2001 Nimbus

Design & Support:
© 2001 Oxygene AG
Master Daemon

Hosted by uCoz